По неофициальным данным, по дорогам Украины передвигается более 3-х миллионов нерастаможенных импортных автомобилей. Злосчастные «евробляхи» ежедневно становятся антигероями новостей и поводом для ожесточенных споров во всех слоях общества – от обывателей до депутатов. Их появление на дороге настораживает окружающих водителей и невероятно раздражает правоохранительные органы.
Чем же так опасны автомашины на еврономерах, заполонившие украинские дороги?

система рубежНайти виноватого

Автомобили, не прошедшие официальную растаможку на украинской границе, в подавляющем большинстве случаев зарегистрированы на скромную литовскую фирму с автопарком от 100 000 транспортных средств. В нашу страну автомобиль завозится представителем фирмы – нерезидентом, и после этого машина продается лицу, информация о котором неизвестна никому. Если раньше для права управления автомобилем требовался правоустанавливающий документ или доверенность, то сейчас достаточно иметь техпаспорт машины.

В случае ДТП у правоохранителей имеется исключительно информация о владельце ТС, зарегистрированная в таможенных документах при пересечении украинской границы. Как правило, контакты фирмы-владельца сфальсифицированы, или руководителем предприятия числится какая-то невнятная личность. Доказать, что конкретный человек имеет причастность к конкретному дорожно-транспортному происшествию, без прямых улик крайне сложно.

Представители полиции подтверждают: даже если им удается задержать лиц, находившихся в машине, коллективные показания соучастников будут путать следствие и снижать уровень доказательной базы следствия. Уликами становятся показания свидетелей, видеорегистраторов, камер видеонаблюдения, выживших пострадавших. В случае их отсутствия у полиции практически нет никаких возможностей на законных основаниях незамедлительно привлечь к ответственности подозреваемого. Естественно, рвение полиции существенно снижается в ситуациях, когда в результате ДТП был нанесен исключительно материальный убыток – слишком много работы и слишком ничтожный результат.

Беспечность и безнаказанность

В Украине возникла крайне негативная тенденция, когда водители нерастаможенных авто изначально настроены на недостаточную ответственность за поведение на дороге: недоказуемость вины и низкая стоимость авто расхолаживают. В ситуации, когда стоимость нанесенного в результате ДТП ущерба превышает номинальную стоимость авто на евробляхах, водитель предпочитает сбежать с места преступления и просто бросает транспортное средство.

На основании Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по реформированию сферы парковки ТС», в скором времени за зафиксированное полицейскими или муниципальными видеорегистраторами нарушение ПДД владельцы автотранспорта снова начнут получать уведомления о штрафах. Отвечает за нарушение не водитель авто, а собственник машины. Безнаказанность незарегистрированных фактических владельцев авто порядка на дорогах не прибавит.

евробляхиКриминальные покатушки

Нерастаможенные автомобили – излюбленное транспортное средство для совершения преступлений у представителей украинского и иностранного криминалитета. Похищение людей, грабежи, нападения на инкассаторов и магазины все чаще сопровождаются информацией о том, что преступники воспользовались транспортом на еврономерах. В случае погони или видеофиксации камерами наружного наблюдения такую машину легко бросить, и доказать затем причастность конкретных лиц к преступлению крайне проблематично.

Полиция использует наработанный комплекс мер для оперативного раскрытия преступлений. В случае, если в преступлении задействовано авто, пересекшее госграницу, полиция имеет право получения информации от таможенников, данных Центральной базы страхования ТС, снятия данных систем видеофиксации и телекоммуникации, а также негласных оперативных данных правоохранительных органов. Однако на все эти действия необходимо время, поэтому быстрое раскрытие преступлений и поимка преступника с предъявлением ему неопровержимых улик достаточно затруднены отсутствием данных о реальном владельце транспортного средства.

Возмещение ущерба

По данным Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, только каждый второй автовладелец машины на еврономерах имеет страховку: 198000 застрахованных на 469000 ввезенных официально ТС. Однако, если принять к расчетам цифру неофициально ввезенных авто, процент застрахованных ТС составляет ничтожные 6,6%.

В результате, в случае ДТП, пострадавшая сторона никогда не получит компенсации за ущерб. Урегулировать материальные претензии реально исключительно при прямом контакте с водителем на месте происшествия, и к нормальным юридическим правоотношениям подобные разборки на дорогах никакого отношения не имеют.

Специалисты отмечают, что проблемы с получением страховки имеют даже те пострадавшие, кому не посчастливилось столкнуться с авто на еврономерах, владелец которого имеет страховку. В связи с тем, что водителем авто в момент совершения ДТП является совсем не то лицо, которое ввезло машину в Украину, страховые компании возмещать ущерб не спешат и всячески оспаривают подобные выплаты. Аналогично страховщики отказывают в возмещении ущерба самим автовладельцам нерастаможенных авто – они не являются де-юре собственниками ТС.

Поломки и пробки

Эксперты обвиняют авто на евробляхах в возникновении многокилометровых пробок: машины в основном старые, исчерпавшие свой ресурс и практически непригодные к эксплуатации. Такие горе-авто часто внезапно ломаются посреди дороги, «закипают» или воспламеняются, становясь причиной заторов на узких улицах украинских городов или однополосных межобластных трассах.

 

DCH Group — таможенный брокер